(песок, щебень, вторичные материалы) напрямую с карьеров ЛО
Использование щебня в строительстве дорог
27.12.2016Щебень — основной материал, используемый для строительства дорог. Выбор его вида и размера зерен определяется технологией сооружения дороги. В частности:
- крупный щебень используют при строительстве оснований дорог;
- материал разных фракций включают в состав асфальтобетона;
- средний гранитный щебень применяют при возведении железнодорожных насыпей;
- вторичным материалом отсыпают обочины и прокладывают грунтовки, а мелким выстилают пешеходные дорожки.
Характеристики конкретного вида щебня определяются его происхождением.
Гранитный щебень
Состоит из кристаллов кварца, слюды, полевого шпата, является самым прочным по механическим свойствам и обладает высокой морозостойкостью. Поэтому он применяется, как наиболее дорогой, при строительстве ответственных дорог с высокой нагрузкой на полотно. Гранит — материал вулканического происхождения, формирование гранул которого произошло в глубинных слоях земли под огромным давлением. Этим объясняется его прочность.
Гравийный щебень
Он незначительно уступает гранитному, поэтому так же широко используется в дорожном строительстве. Его добывают в высохших руслах рек, у озер. Переработкой в дробильных установках и системой сит добиваются получения фракций одного размера.
Известняковый щебень
Его получают из горных пород осадочного происхождения. Этот материал уступает гранитному и по прочности, и по морозостойкости, и по водостойкости. Его не используют для дорог в зонах подтопления или с высокой нагрузкой. Однако низкая стоимость, приемлемая морозостойкость и другие положительные характеристики позволяют использовать известняковый щебень в дорожном строительстве.
Вторичный щебень
Это продукт переработки различных отходов строительства, получаемых, в основном, в результате демонтажа старых сооружений. Отходы дробят и разделяют на фракции просеиванием. Получаемый щебень в три раза дешевле гранитного. Для дорог с высокими нагрузками он не подходит, однако широко используется при отсыпке обочин, дорожек, при сооружении временных, второстепенных и грунтовых дорог.
Шлаковый щебень
Это продукт переработки шлака от крупных металлургических и энергетических предприятий. Используется для строительства неответственных дорог.
Размер щебня для дорожного строительства
При прокладке дорог используются фракции щебня размерами от 0 до 70 мм:
- до 5 мм;
- от 5 до 20 мм:
- от 20 до 40 мм;
- от 40 до 70 мм.
Мелкий щебень (до 5 мм) используют для устройства дренажа на грунтовых дорогах, отсыпки пешеходных дорожек, спортивных и детских площадок.
Щебень размером от 5 до 20 мм применяют в финишном слое асфальтобетона, при изготовлении верхнего слоя бетонных дорог.
Размер 20-40 мм наиболее востребован. Такой щебень используют при отсыпке оснований дорог, при строительстве железнодорожных и трамвайных путей, в нижних слоях асфальтобетона.
Щебень 40-70 мм применяют при крупном дорожном строительстве с высокой нагрузочной способностью, при возведении мостов и аэродромных покрытий.
Изготовление прочных дорог большой долговечности требует от проектировщиков и строителей тщательного отбора материалов. Большое значение имеет форма зерен щебня.
Так, установлено, что дороги, построенные с использованием щебня кубовидной формы, служат дольше дорог, уложенных щебнем плоской и игловатой формы. В полотне с последними видами щебня образуются пустоты, ведущие к преждевременному разрушению дорожного покрытия. Строительство такого полотна к тому же требует большего количества цемента и увеличенной трудоемкости уплотнения.